Что такое реклама и нужно ли ее маркировать.
Когда по телевизору показывают сериал, а потом короткий ролик про новые орешки с новым вкусом, здесь все просто - это реклама.
А если в Инстаграм блогера на фото рядом с монитором лежит пачка орешков, это тоже реклама? А если блогер ест орешки на стриме и хвалит их?
Вопросы неоднозначные, даже сказал бы сложные, особенно в свете норм о маркировке рекламы. Давайте разобраться.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отвечает а соблюдение законодательства о рекламе. ФАС вместе с Роскомнадзором дали рекомендации, как отличить рекламу от не-рекламы.
Вот основные тезисы:
1. Результаты научных исследований и испытаний, обзоры рынков и другие справочно-информационные и аналитические материалы к рекламе не относятся.
2. Обзор товаров разных производителей в посте или ролике блогера – нет.
3. Не реклама информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте или в соцсетях производителя или продавца. Но есть нюансы. Если какому-то товару уделяется повышенное внимание, о нем дается избыточная или уж слишком эмоциональная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе, с указанием адресов магазинов – могут признать рекламой.
Здесь, конечно, тонкая грань между информированием и рекламой. Если в моем интернет-магазине нужно распродать товар, я объявляю скидку и это уже реклама! Прикольно, да?
4. Органичная интеграция – это тоже не реклама. То есть упоминание о новом парфюме у бьюти-блогера или использование по назначению товара (чашки, напитка, массажного коврика) в ролике – не реклама.
Но снова нюансы – если на товаре акцентируется внимание, описываются его характеристики, высказывается положительное отношение – могут признать рекламой.
Получается, то, что я во время эфира пью минералку, на рекламу не тянет. Мне просто жарко. Если я при этом начинаю минералку постоянно хвалить – уже спорно.
Но мое мнение – не надо забывать и про закон. По закону цель рекламы – привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке. Если я делюсь с вами просто так, потому что мне вкусно/красиво/полезно/интересно - это не должно считаться рекламой. Плюс в такой ситуации нет рекламодателя (ко мне не приходил производитель или продавец, и я в принципе не смогу указать его при маркировке).
Чтобы не путаться, кто, что и кому должен, давайте разберемся с основными участниками процесса.
Их всего четыре.
1. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара. Или кто-то другой, кто решает, что рекламировать и как. Рекламное агентство, например, которое организует продавцу маркетинговую кампанию и приходит к блогеру с запросом на рекламу массажного коврика. В общем, это заказчик рекламы.
2. Рекламораспространитель – тот, кто распространяет (показывает) рекламу. Тот самый блогер, который написал пост про коврик на своем канале. Для новых правил регистрации рекламы важен способ рекламирования – в Интернете. С раздачей листовок у метро эта история не работает.
3. Оператор рекламной системы – компания, которая отвечает за работу площадки, на которой размещается реклама. Например, ВКонтакте или Яндекс Директ. Вы же видели рекламу в контакте или результатах поиска Яндекса? Это оно.
4. Оператор рекламных данных – это новый и очень важный участник процесса. Специально обученная и одобренная Роскомнадзором компания, которая, собственно, и регистрирует рекламу - присваивает рекламе свой уникальный код (токен) и передает информацию о рекламе и всех ее участниках в государственный ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы). Сейчас существуют всего 7 ОРД.
Есть целое Постановление Правительства № 948 от 25.05.2022, в котором написано, кто из этих товарищей должен предоставлять информацию о рекламе в Роскомнадзор:
- Рекламодатели, за исключением тех, кто на основании договора передал это почетное дело рекламораспространителю или оператору рекламной системы;
- Рекламораспространители и операторы рекламной системы – всегда. Оговорок про то, что в договоре можно свалить эту обязанность на рекламодателя, нет.
Это прям базовые-базовые правила. Как обычно, есть тонкости и нюансы.
Информация взята с Телеграм-канала: «LEGALY DIZ» https://t.me/legally_diz
Когда по телевизору показывают сериал, а потом короткий ролик про новые орешки с новым вкусом, здесь все просто - это реклама.
А если в Инстаграм блогера на фото рядом с монитором лежит пачка орешков, это тоже реклама? А если блогер ест орешки на стриме и хвалит их?
Вопросы неоднозначные, даже сказал бы сложные, особенно в свете норм о маркировке рекламы. Давайте разобраться.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отвечает а соблюдение законодательства о рекламе. ФАС вместе с Роскомнадзором дали рекомендации, как отличить рекламу от не-рекламы.
Вот основные тезисы:
1. Результаты научных исследований и испытаний, обзоры рынков и другие справочно-информационные и аналитические материалы к рекламе не относятся.
2. Обзор товаров разных производителей в посте или ролике блогера – нет.
3. Не реклама информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте или в соцсетях производителя или продавца. Но есть нюансы. Если какому-то товару уделяется повышенное внимание, о нем дается избыточная или уж слишком эмоциональная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе, с указанием адресов магазинов – могут признать рекламой.
Здесь, конечно, тонкая грань между информированием и рекламой. Если в моем интернет-магазине нужно распродать товар, я объявляю скидку и это уже реклама! Прикольно, да?
4. Органичная интеграция – это тоже не реклама. То есть упоминание о новом парфюме у бьюти-блогера или использование по назначению товара (чашки, напитка, массажного коврика) в ролике – не реклама.
Но снова нюансы – если на товаре акцентируется внимание, описываются его характеристики, высказывается положительное отношение – могут признать рекламой.
Получается, то, что я во время эфира пью минералку, на рекламу не тянет. Мне просто жарко. Если я при этом начинаю минералку постоянно хвалить – уже спорно.
Но мое мнение – не надо забывать и про закон. По закону цель рекламы – привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке. Если я делюсь с вами просто так, потому что мне вкусно/красиво/полезно/интересно - это не должно считаться рекламой. Плюс в такой ситуации нет рекламодателя (ко мне не приходил производитель или продавец, и я в принципе не смогу указать его при маркировке).
Чтобы не путаться, кто, что и кому должен, давайте разберемся с основными участниками процесса.
Их всего четыре.
1. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара. Или кто-то другой, кто решает, что рекламировать и как. Рекламное агентство, например, которое организует продавцу маркетинговую кампанию и приходит к блогеру с запросом на рекламу массажного коврика. В общем, это заказчик рекламы.
2. Рекламораспространитель – тот, кто распространяет (показывает) рекламу. Тот самый блогер, который написал пост про коврик на своем канале. Для новых правил регистрации рекламы важен способ рекламирования – в Интернете. С раздачей листовок у метро эта история не работает.
3. Оператор рекламной системы – компания, которая отвечает за работу площадки, на которой размещается реклама. Например, ВКонтакте или Яндекс Директ. Вы же видели рекламу в контакте или результатах поиска Яндекса? Это оно.
4. Оператор рекламных данных – это новый и очень важный участник процесса. Специально обученная и одобренная Роскомнадзором компания, которая, собственно, и регистрирует рекламу - присваивает рекламе свой уникальный код (токен) и передает информацию о рекламе и всех ее участниках в государственный ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы). Сейчас существуют всего 7 ОРД.
Есть целое Постановление Правительства № 948 от 25.05.2022, в котором написано, кто из этих товарищей должен предоставлять информацию о рекламе в Роскомнадзор:
- Рекламодатели, за исключением тех, кто на основании договора передал это почетное дело рекламораспространителю или оператору рекламной системы;
- Рекламораспространители и операторы рекламной системы – всегда. Оговорок про то, что в договоре можно свалить эту обязанность на рекламодателя, нет.
Это прям базовые-базовые правила. Как обычно, есть тонкости и нюансы.
Информация взята с Телеграм-канала: «LEGALY DIZ» https://t.me/legally_diz